Приложение. О «жестокости» в Библии,

а также о Божием Промысле, любви к ближнему и монашестве

Данное приложение появилось по той причине, что нам показалось необходимым разъяснить еще некоторые моральные вопросы, которые возникают у людей при чтении Библии. В частности, в антихристианской литературе распространены утверждения о якобы «жестокости» Бога в Библии, особенно в Ветхом Завете, и соответственно о жестокости христианского вероучения. Предлагаю рассмотреть несколько конкретных примеров и на их основе показать несостоятельность таких утверждений. По ходу дела, как обычно, мы затронем и еще некоторые важные темы.

Пример первый: когда израильтяне вступают в Землю Обетованную, Бог повелеваем им, согласно Библии, воевать с местными жителями и уничтожать их, а также обещает им Свою помощь в этом, если они не уклонятся в язычество. И хор возмущенных голосов современных читателей вопиет: да как же можно? Как же может милосердный Бог повелевать убивать людей, да еще и «законных» местных жителей, уничтожать всех, завоевывать, покорять?! Но давайте поразмыслим спокойно. Никто не говорит, что война – это не зло. Конечно же, война – величайшее зло. Это зло возникло не по вине Бога, а по вине людей, вследствие их грехов. Тем не менее, к сожалению, такова реальность нашего падшего мира, особенно древнего: все основные события мировой истории решаются через войны. Народы переселяются, воюют друг с другом, меняются границы государств. Нет никаких «коренных жителей» нигде, все мы пришельцы на этой земле, предки любого народа когда-то изгнали со своей земли других людей, те еще кого-то и т.д. Но покинул ли нас Бог на произвол случая и нашей злой воли? К счастью, нет. Он всегда продолжает опекаться нами, как жизнью каждого человека, так и всемирной историей в целом. Бог, как уже говорилось ранее, «умеет» превращать зло в добро. И войны, как безусловное зло, он тоже направляет к добру, к тому, чтобы через войны мировая история шла по правильному, Богом определенному пути. Потому, кстати, Церковь и не запрещает верующим участвовать в войне, потому что в нашем мире отказ, например, от защиты своей Родины несет меньше зла, чем участие в войне за нее.

Возвращаясь к нашему примеру, мы утверждаем, что воля Божия заключалась в том, чтобы на определенном этапе исторического процесса Палестину заселили евреи вместо ханаанеев и прочих предыдущих ее жителей. Почему? Это не наше дело, но можно предположить, что потому, что греховность и развращенность ханаанеев дошла до крайнего предела, никакого шанса на спасение никого из них уже не было, и этот народ уже должен был «сойти со сцены». В конце концов, кто же, если не Бог, имеет право и власть распоряжаться, кому жить, а кому умирать, кому побеждать, а кому проигрывать? А евреи были избраны Богом для того, чтобы на протяжении многих веков они единственные во всем диком языческом древнем мире верили в Единого Бога и исполняли Его благие заповеди, а также для того, чтобы из этого народа по плоти произошел Сын Божий, Иисус Христос. (Точнее, избран был не народ, а праотец Авраам за его праведность, и ему было обещано, что от него произойдет великий народ, который будет жить в Палестине, и в котором «благословятся все племена земные» через Христа. И Он исполнил обещание.) Таким образом, Бог повелеваем Своему народу исполнить Его волю – уничтожить грешников и явить окружающим народам величие Истинного Бога. Если во всех войнах исход решает, по большому счету, Бог, то что «плохого» в том, чтобы в эту войну Он «вмешался» непосредственно? Наоборот, это был единственный способ показать древнему человеку всемогущество Божие и кару на грешников.

Кстати, насчет наказания грешникам. Иногда от одних и тех же людей в один и тот же день можно услышать два взаимоисключающих недоумения: «Почему Бог не наказывает грешников, а страдают вместо этого праведники?» и «Как может милосердный Бог наказывать грешника и заставлять его страдать?» Насчет первого мы уже сказали ранее достаточно, да и о втором говорили в контексте вопроса об аде. Но если говорить о наказании грешникам в земной жизни, то тут возможны два варианта: 1) они наказываются для собственного вразумления, чтобы от своего несчастья обратились к Богу с покаянием и спаслись (в таком случае это скорее милость, чем наказание, так Бог наказал евреев Вавилонским пленением), 2) они наказываются окончательным истреблением (если надежды на покаяние уже не осталось) для того, чтобы грешники не умножали зла, чтобы показать другим силу Божию и отвратить их от таких же грехов (так были наказаны ханаанеи). И то, и другое, делается Богом по Его благой, справедливой и всеведущей воле. При этом люди, действуя самостоятельно и часто даже неправедно, тоже служат исполнению воли Божией. Если быть точнее, то надо различать волю и попущение Божие: воля – это то, чего Бог хочет, и это всегда только добро, а попущение – это то, чему Бог позволяет совершиться из уважения к свободной, даже злой, воле человека (нравственное зло, т.е. грех) и из соображений конечной пользы для людей, даже если для них эта польза неочевидна (физическое зло, т.е. болезни, те же войны и т.д.). Примеры второго были в 1 части данного материала.

Но пора перейти ко второму примеру, тесно связанному с первым, но еще более интересному. Это знаменитые 10 египетских казней, которыми Бог поразил египтян из-за того, что фараон не желал отпускать из рабства израильтян. Самой страшной была последняя казнь: умерли все первенцы (перворожденные в семье мужского пола) в Египте (тогда фараон все-таки отпустил евреев, но ненадолго, после чего его войско, погнавшееся за евреями, было чудесно потоплено в Красном море). Все сказанное ранее насчет исторического процесса и наказания грешникам тут тоже в силе. Но недоумение вызывает другое: почему наказан был весь народ, если виноватым перед Богом был только один фараон?! Бог заставил страдать множество невинных за грех одного виновного - вопиют возмущенные голоса! Правда, я позволю себе засомневаться, так ли уж они были невиновны. Они издевались над рабами-евреями. Они не возмутились, когда фараон отказался исполнить явную волю Божию, подтвержденную чудесами Моисея. Они даже не возмутились против своего фараона, когда узнали, что из-за него Бог наказывает их такими казнями, и к Богу тоже не обратились за помилованием, наоборот, продолжали почитать фараона богом. Но все это – не столько «вина» египетского народа, сколько свидетельство определенного типа сознания древнего человека. Это было коллективное сознание. Общеизвестно, что человек обычно не ощущал себя в древности индивидуальностью, он осознавал себя как часть рода, племени, народа, государства. (Это не я выдумал, это известные вещи, что осознавать себя как самодостаточную личность человек начал только в конце античности, во многом уже под влиянием христианства.) И потому не было понятия личной ответственности за грех. Сознание было «коллективным», потому и грех правителя «распространялся» на весь народ, и наказание правителю, следовательно, совпадало с наказанием народу. Сейчас нам это кажется странным, но все древние религиозные и мировоззренческие системы, особенно на Востоке, построены именно на этих принципах: правитель – олицетворение народа, он отвечает за всех и все за него, «народ и партия едины». И потому египтяне прекрасно понимали, за кого их наказывали (за фараона), а фараон понимал, что из-за него страдает народ, но ни он, ни народ не каялись.

Так что же, получается, что Библия (и/или Бог) подтверждает такое коллективисткое миропонимание и не признает индивидуальной ответственности за грех? Конечно, нет. Наоборот, индивидуальная ответственность за свои поступки и вообще восприятие человека как личности стали возможными во многом благодаря Библии и христианству. Не только в Новом Завете, но и у ветхозаветных поздних пророков мы встречаем такое понимание. Тогда почему же Бог в этом случае применил коллективное наказание? И почему вообще в Ветхом Завете так часто говорится о наказании детей за грехи отцов, дедов и прадедов, а также и о милости ради «заслуг» великих праотцев перед Богом? Потому что Бог любит нас и как любящий Отец учит нас. Когда дети маленькие, родители сюсюкают с ними, «подстраиваясь» под их детское сознание, хотя и прекрасно понимают глупость своих слов и поступков, но делают их ради детей, потому что дети иначе не понимают. Потом они начинают постепенно обучать детей, не сразу с высшей математики, а для начала с арифметики и букваря. Они знают значительно больше, чем рассказывают детям, но скрывают от них информацию не по злобе, а потому, что знают, что сейчас дети их не поймут или поймут неверно, что для начала им надо усвоить простейшие вещи, на их детском уровне сознания, а уже потом постепенно переходить к более и более серьезным наукам. Так же и Бог относится к человечеству. Когда человечество было еще совсем «молодым», Бог говорил с людьми на их «детском» уровне сознания. Они не могли понять и исполнить заповеди «любить врага своего», потому Бог дает им заповедь только о любви к своим родителям, друзьям и единоплеменникам. Они не могут понять учения о Троице, потому Он и не открываем им его, а учит их для начала хотя бы перестать поклоняться идолам. Они не понимают, что такое особое присутствие несотворенной Божественной благодати, потому Он пишет в Библии через Моисея, что «Бог ходил по раю», как будто Он ходит ногами как человек. Люди еще не умеют стремиться к нетленным благам вечной жизни – потому Бог обещает им в награду за праведность материальное благополучие их и их детей (и исполняет обещание, когда люди остаются праведными). Люди не понимают индивидуальной ответственности, их сознание общественно, - потому Бог и наказывает, и благословляет их так, как им это понятно, т.е. коллективно. Постепенно, со временем, Бог все больше и больше открывает людям Свои истины. Не Бог изменяется, и не воля Его меняется, а меняются люди, и Бог, снисходя к их немощам по Своему человеколюбию, постепенно «обучает» их.

Собственно говоря, вся история Ветхого Завета – это история Божественной «педагогики». Целью ее было подготовка к приходу Христа. Когда открылась Истина Христова, очень многое в Ветхом Завете потеряло смысл. В частности, все Моисеевы обрядовые предписания о еде, соблюдении субботы, обрезании и т.д. («Закон») были упразднены как более ненужные и даже вредные. По словам ап. Павла, Закон был «детоводителем ко Христу». И даже Сам Иисус не называет Себя прямо Богом, избегает утверждений о Своем Божественном достоинстве, потому что люди еще были не готовы принять учение о Троице, и сложность его могла бы отвернуть от Него многих. Потому Он, снисходя к нам, как бы до времени «скрывается», называется Учителем и Сыном Человеческим, и только потом, после воскресения из мертвых, дает через Святого Духа Своим ученикам и апостолам осознать и проповедать всему миру Его как Предвечного Сына Божия, Спасителя мира. Это «постепенное» раскрытие новозаветного учения в Церкви тоже было делом Божественного «воспитания», т.е. Божией Отцовской любви к нам.

Перейдем же к третьему примеру «жестокости», уже новозаветному. Некоторые слова Самого Иисуса вызывают удивления, и новую песнь затевают возмущенный хор, когда слышит: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26) Как же так? Как же пятая заповедь («возлюби отца своего и матерь свою»)? Где же христианская любовь и милосердие? Как можно заповедовать ненависть, да еще к матери?! Но совершенно понятно, что Иисус не имел ввиду ненависти, наоборот, когда некий юноша спросил, что ему делать для спасения, Иисус ответил: «знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Тогда что же Он имел ввиду? А вот что, объясняет Он в другом месте: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). «Ненавидеть» на языке Библии означает часто «меньше любить» в противоположность «больше любить». Таких примеров много в Ветхом Завете. Но и это не успокаивает возмущенного: почему это я должен любить какого-то Иисуса или какого-то «абстрактного» Бога больше, чем самых близких мне людей?! Давайте разберемся.

Начнем с того, что на вопрос «Какая наибольшая заповедь в Законе?» Иисус ответил так: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). Итак, любовь к Богу и ближнему – две основные заповеди. Вообще, «в нормальной ситуации», противоречия между ними быть не может. Апостол Иоанн говорит: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20) Не любящий ближнего не любит Бога – это многократно подтверждается в Писании. Но и наоборот: тот, кто не любит Бога, не может искренне любить ближнего. Это не столь очевидно, потому что и неверующие думают, что любят своих ближних. Но это не та любовь. Это любовь плотская, земная, естественная, подобие которой имеют даже некоторые высокоразвитые животные, например, птицы. От любви христианской она очень далека. Любовь земная заботится только о земном благе любимого. Можно, например, из такой любви помочь человеку совершить кражу, чтобы он добыл себе денег и начал хорошо жить. Из любви же? Да, но не христианской. Можно и убить любимого человека из ревности. А о христианской любви сказал ап. Павел (не удержусь, процитирую): «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:3-8) Взаимосвязь между любовью к Богу и ближнему часто изображают в виде круга, в центре которого Бог, а люди находятся на окружности. Когда люди приближаются к центру (Богу) по радиусам, они становятся одновременно ближе друг к другу. Этот красивый образ показывает суть вопроса: поскольку Бог есть Любовь и «мера» любви, то настоящая взаимная любовь между людьми возможно только при их любви к Богу. (Так же, как Бог есть вообще мерой понятия добра, истины, совершенства и т.д., и без Бога все эти понятия становятся относительными, а то и вообще теряют смысл.)

Но как же все-таки понимать вышеприведенные слова Христа, вызывающие недоумение? Дело в расстановке приоритетов. Нельзя любить творение больше Творца и «в ущерб» любви к Творцу. Нельзя любить временное больше, чем вечное, грешное - больше, чем святое. Потому Бог просто по определению имеет приоритет. Это не Ему нужна наша любовь, Ему вообще от нас ничего не надо, это надо нам, если мы не поставим Бога в центр своей жизни, мы не сможем найти Его и прийти к Нему. И эта верная расстановка приоритетов, где Бог – все-таки в центре круга, а не рядом с людьми на окружности, в определенных «экстраординарных» условиях может привести к необходимости выбора между Богом и ближними. Такой случай был у Авраама, когда Бог, испытывая его, потребовал у него принести в жертву своего сына Исаака, которого Сам же Бог чудесно дал ему в старости. Да, Бог не принял эту жертву, но сам тот факт, что Авраам поставил волю Божию выше собственных отцовских чувств и был готов отдать Богу того, кого от Него же и получил, и что Исаак, уже будучи взрослым и все понимая, не противился этому, сам этот факт ставит Авраама и Исаака на недосягаемую духовную высоту, делая их подобными Самому Богу, принесшему в Жертву Своего Сына ради нас. На вид казалось жестоким и бессмысленным требование Бога, но Авраам доверился Богу, не рассуждая, и «дал возможность» Богу таким образом прославить его и его сына и в этом мире, и в будущем. Так что и тут Бог был не жестоким, а премудрым и милосердным: хотя и мучился Авраам сердцем, когда должен был приносить жертву, но в конечном итоге это было и ему, и Исааку, и всем читающим об этом только на пользу. Так что никогда нельзя судить поспешно и поверхностно о Божиих повелениях.

«Экстраординарным случаем» являлось во времена Христа решение стать проповедником христианства. Это требовало отказа от всего – семьи, друзей, спокойной жизни в своем доме, в своем городе, а также готовность отдать и саму жизнь. Нужно было все бросить и идти проповедовать Царствие Божие. И вот к таким людям была обращена речь Христа. Человек, привязанный к земному, в том числе к свои родным, не пригоден для такой деятельности, для этого нужно «возненавидеть» мир. В позднейшие времена примером такого отречения от мира, в том числе и от ближних, является уход в монастырь. Часто говорят: монах – эгоист и тунеядец, он ничего не делает, никому не приносит добра, в лучшем случае только о собственном спасении заботится. Это категорически не так. Настоящий монах (я не говорю о злоупотреблениях и искажениях, а только об идеале) возлюбил Бога превыше всего на свете и ушел от мира не потому, что не любит мир, а потому, что любит Бога больше. Невозможно полностью отдаться молитве и богообщению, живя в миру. Невозможно также полностью очиститься от греховных помыслов и привычек в миру. Вот почему существуют монастыри. Но монах и в затворе продолжает любить мир, молиться за всех людей, и любовь эта – искренняя, чистая, значительно более возвышенная, чем у тех, кто живет в миру. И мир получает значительно больше пользы от молитв, духовных поучений, личного примера, иногда даже чудотворений монаха, чем от любого самого доброго и любящего человека в миру. «Спаси себя – вокруг тебя спасется мир», - говорил св. Серафим Саровский.

Но Бог знает нашу немощь и не требует от нас больше, чем мы в состоянии сделать. Потому не все должны быть монахами и проповедниками. Кто может – того призовет Господь. А нам, грешным, можно спасаться и в миру, каяться в своих грехах, бороться со страстями, деятельно любить свою семью и ближних, участвовать в богослужении и таинствах Церкви, добросовестно выполнять свою работу и молиться Богу, чтобы Он спас нас по великой Своей милости.

 

_________________________________________________________________

Уважаемые читатели! Вы можете оставлять свои возражения, вопросы и замечания в комментариях на http://ym-23.livejournal.com (там размещен тот же самый текст, что и на этом сайте, кроме дополнительных материалов о чудесах). Отвечу каждому!

С уважением, автор и разработчик

Юрий Милявский

Сделать бесплатный сайт с uCoz