1. Бог есть. Бог один. Бог существует вечно и имеет причину Своего существования в Самом Себе. Он невещественный, Всемогущий, Всеблагий, Вездесущий. Бог есть Любовь.
Бог есть Троица – Отец, Сын (именуемый также Словом) и Святой Дух. Это ипостаси (т.е. лица) Святой Троицы. Все Они единосущны между собой, т.е. имеют одну Божественную сущность (природу, естество), поэтому не три Бога, но один Бог. Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть тот же самый Бог, и все ипостаси абсолютно равны. Они различаются только тем, что Отец безначальный и нерожденный, Сын предвечно рожден от Отца (т.е. так, что никогда не было Отца без Сына, и это рождение – не такое, как у людей), а Святой Дух так же предвечно исходит от Отца.
2. Бог сотворил мир из ничего. Он сотворил все, что есть, и ничего нет, чего бы не сотворил Бог. Все имеет жизнь от Бога, потому что Бог – Жизнь и Источник жизни. Бог сотворил и нематериальный мир - Ангелов (некоторые из которых воспротивились Богу и стали бесами), и весь материальный мир. Бог сотворил и человека как соединение материального (тела) и нематериального (души).
3. Но человек не захотел жить согласно Божиим заповедям и согрешил, послушавшись диавола – начальника бесов. Поэтому он был изгнан из рая (места пребывания с Богом) и стал подвержен смерти – телесной и душевной. Смерть есть разлучение с Богом – Жизнью, поэтому она и ведет к тлению тела и поселению души в аду (месте, где нет Божией благодати), т.е. человек, ослушавшись Бога, сам стал виновником своей смерти.
4. Однако Бог не захотел погибели человека и решил спасти его. Для этого Он совершил величайшее из чудес – Сам стал Человеком, Иисусом Христом. Предвечный Сын Божий, Вторая Ипостась Троицы, принял человеческую природу, так что в одном Лице Иисуса Христа неслитно и нераздельно соединились две природы – Божественная и человеческая, т.е. Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Он был непорочно зачат и родился от Пресвятой Девы Марии, Которая поэтому называется Богородицей и почитается выше всех людей и даже Ангелов, т.к. только Она носила в Себе Самого воплощенного Бога, в Ней произошло соединение и примирение Бога и Его творения.
5. Поскольку каждый из людей грешен и поэтому, сколько бы ни старался собственными силами, все равно умер бы и сошел в ад, то Господь наш Иисус Христос взял на Себя грехи всего человечества и, будучи безгрешным, добровольно умер за нас на Кресте и сошел в ад. Но силой Своего Божества Он воскрес, воскрес и вознесся на небеса вместе со Своим человеческим телом и душой, и вывел из ада вместе с Собой и всех праведных людей, праведно живших до Него. Благодаря Христовым страданиям, Крестной смерти и воскресению все люди, несмотря на свои грехи, получили снова возможность войти в Царство Божие, которого они лишились вследствие греха.
6. Теперь, после Христова воскресения, люди, уверовавшие во Христа, соединившиеся с Ним в таинстве крещения и исполняющие Его волю, кающиеся искренне в своих грехах, уже не умрут вечной смертью. Только временно их души отделяются от тел и возносятся к Богу, живут с Ним в предчувствии вечных благ (а те, кто были нераскаявшимися грешниками - вечных мук). Но в некоторый неизвестный никому день Христос во второй раз придет на землю, уже в Своей Божественной славе, как Судия, и тогда весь мир переменится, воскреснут мертвые тела всех людей, но в обновленном, «утонченном», одухотворенном виде. Эти тела соединятся со своими душами и предстанут на Страшный Суд, после которого праведники навсегда пойдут в вечное Царство Божие, а грешники – в вечную муку.
7. После Своего воскресения и вознесения на небеса Христос послал Своим ученикам, а через них и всем христианам, Святого Духа, Который всегда невидимо действует в Церкви. Церковь – это «сообщество» всех людей, соединенных таинством Крещения и истинной верой в единое мистическое Тело со Своим Главой – Христом. Церковь – это объект веры, а не земная «организация». Она всегда едина, несмотря на административное деление на отдельные автокефальные (независимые) Церкви, а также свята, несмотря на личную греховность каждого из своих членов, и непогрешима в вопросах веры (еретические – ошибающиеся в вере – «церкви» не входят в истинную, православную Церковь).
8. В Церкви (и только в Церкви) совершаются таинства – определенные священнодействия, в которых верным подаются различные Божии дары, причем они подаются независимо от личных качеств участвующих в таинстве людей (хотя человек волен «воспользоваться» ими или нет). Таинств семь:
- Крещение – условие вхождения в Церковь, мистическая смерть и воскресение вместе с Христом, снятие первородного греха, которым «заражены» все от Адама;
- Миропомазание – сообщение человеку Святого Духа, посланного некогда апостолам, через святое миро (благовонное вещество), совершается сразу после Крещения;
- Священство – рукоположение на епископа, священника или диакона, т.е. в первую очередь получение права совершать другие таинства; рукополагать имеют право только другие епископы, и таким образом цепочка рукоположения доходит, не разрываясь, до апостолов, которых избрал Сам Господь.
- Исповедь – таинство, в котором человек, искренне (!) раскаявшийся в грехах и рассказавший о них, получает их прощение от лица Церкви через священника (т.к. Христос дал это право апостолам). Неисповеданные перед священником грехи остаются непрощенными.
- Евхаристия или причастие – самое главное из таинств, в котором людям под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и Кровь Христовы. Это величайшая тайна и величайшее благо, которое дал нам Господь – возможность уже здесь, на земле, самым тесным образом соединяться с Ним через вкушение Его истинного Тела – Того Самого, принятого от Богородицы, но только под другим видом – видом хлеба и вина. Это чудо – превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову – происходит в храме во время литургии, главной службы Божией. Каждый христианин должен причащаться как минимум раз в году.
- Брак (венчание) – подание благодати для супружеской жизни;
- Елееосвящение – помазание больного освященным елеем (маслом) для облегчения болезни и прощения грехов.
Для того, чтобы быть христианином, нужно:
- Искренне и несомненно верить так, как верит Церковь. Эта вера выражена в Библии (богодухновенном Писании) и Священном Предании, хранимом Церковью в форме Символа веры (Приложение 1), постановлений Вселенских и других чтимых соборов, писаниях святых Отцов Церкви [1] и пр. (Вышеизложенные 8 пунктов также кратко выражают основные положения веры Церкви)
- Воспринимать эту веру не отвлеченно, а как нечто, что имеет самое непосредственное и определяющее значение в твоей жизни. В частности, принимать Христа своим Спасителем, Который ради людей (в том числе ради тебя) умер в муках на Кресте, и воскрес, чтобы даровать тебе вечную жизнь. А ты, вместо того, чтобы следовать за Ним, исполнять Его благую волю, грешишь против Него, оскорбляешь Его, и это должно вызывать в тебе чувство глубокого покаяния, сожаление и желание исправиться. Нужно помнить, что ты грешник, но искренне раскаиваться в грехах и молиться о Божием милосердии к тебе.
- Быть крещенным, молиться, ходить в церковь (с маленькой буквы – в смысле храм, здание, где происходит богослужение), особенно для исповеди и причастия.
- Исполнять заповеди Божии, в частности, те, которые выражены в 10 заповедях, данных Богом пророку Моисею (Приложение 2) и новозаветных «блаженствах», изреченных Самим Христом (Приложение 3), и вообще искоренять в себе греховные страсти (Приложение 4). Суть всех заповедей Христос изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Однако нужно помнить, что исполнение заповедей не спасает само по себе, спасение дает только Бог по Своей милости, даром, а наши дела – только проявление нашей воли к спасению (ведь без нашей воли Бог не может нас спасти), да и эти малые наши дела совершаются нами не самостоятельно, а с помощью благодати Божией.
[1] Наиболее авторитетные Отцы Церкви в православии: Афанасий Великий (Александрийский), Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. Среди прочих выделяются: Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Макарий Великий (Египетский), Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит (автор "Ареопагитик"), Феодор Студит, Фотий Константинопольский, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Также почитаются следующие западные Отцы Церкви (до разделения): Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Лев Великий, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов (Великий), Иоанн Кассиан Римлянин. Особняком стоят "мужи апостольские", "апологеты" и прочие христианские писатели 2-3 веков: Климент Римский, Игнатий Богоносец (Антиохийский), Поликарп Смирнский, Иустин Мученик (Философ), Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Ириней Лионский. Наиболее выдающиеся украинские церковные деятели и писатели – Петро Могила и Димитрий Ростовский (Туптало), российские (19в.) – Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов.
Приложение 1. Символ веры
1) Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2) И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло;
3) для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком;
4) распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного,
5) и воскресшего в третий день, по Писаниям;
6) и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную ("по правую руку") Отца;
7) и опять грядущего со славой судить живых и мертвых; Которого царству не будет конца.
8) И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.
9) И в единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10) Исповедую одно крещение в отпущение грехов.
11) Ожидаю воскресения мертвых
12) и жизни будущего века. Аминь.
Приложение 2. Десять заповедей
1) Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся им и не служи им.*
3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе (напрасно, т.е. в пустых разговорах и тем более в проклятиях, ложных клятвах).
4) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.**
5) Почитай отца твоего и матерь твою.
6) Не убей.
7) Не прелюбодействуй (не нарушай супружескую верность).
8) Не укради.
9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10) Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, и ничего, что есть у ближнего твоего.
Приложение 3. Евангельские блаженства
1) Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное***.
2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся.****
3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю*****.
4) Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят.
7) Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими******.
8) Блаженны преследуемые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9) Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Примечания к Приложениям 2 и 3.
* Это относится к языческим религиям и к различным суевериям, гаданиям, но не касается святых икон, т.к. во-первых, мы покланяемся не самим изображениям, а тем, кто на них изображен, а во-вторых, после Христова воплощения, тело стало освящено Божеством, поэтому поклонение Богу, Богородице и святым через их телесное изображение не есть идолопоклонство, так же как и почитание святых не нарушает первую заповедь, поскольку они не боги. Часто ко второй заповеди относят также "поклонение идолам" в переносном смысле, напр., деньгам.
** После Христова воскресения эта заповедь относится не к субботе, а к воскресенью, т.е. дню, когда оно (воскресение) произошло, и к праздничным дням.
*** Т.е. смиренные, которые не гордятся, не самонадеянны, не считают себя самыми праведными, мудрыми и пр.
**** Например, плачущие о своих грехах, а также те, которые терпят всякие несчастья без возмущения на Бога и ближних.
***** Т.е. тихие, не раздражительные, никого не обижающие и ни на кого не обижающиеся. Они вполне "наследуют землю" после второго пришествия Христова.
****** Люди, находящиеся в мире со всеми и несущие мир ближним. Они будут названы "сынами Божиими" как подобные истинному Сыну Божию, который примирил нас с Богом.
Приложение 4. Восемь главных страстей ("смертных грехов")
1. Объедение (обжорство, чревоугодие) – любовь к еде, гурманство, несоблюдение постов, а также пьянство, сюда же можно отнести курение и наркоманию.
2. Блуд (похоть, любодеяние, плотский грех) – супружеская неверность, внебрачный и добрачный секс, похотливые (эротические) желания и мечтания, увлечение порнографией, онанизм, гомосексуальные отношения, педофилия и другие извращения.
3. Жадность (сребролюбие) – любовь к деньгам и всяким материальным благам, мечты об обогащении, скупость, не подаяние милостыни, попрошайничество без крайней нужды, и, естественно, воровство, взяточничество, нечестный бизнес, невозвращение долгов, невыплата зарплаты работникам и пр.
4. Гнев (злость) – раздражительность, ссоры, ругательства, вражда, злопамятство, злорадство, обида, клевета, ревность, тем более драка, месть, убийство (к убийству обычно относят и аборт).
5. Печаль – грусть, тоска, постоянные огорчения, отсутствие надежды на Бога и благодарности Ему за все, жаление себя, нетерпеливость (потому что все это происходит от эгоизма), отчаяние, в крайнем случае – самоубийство (которое есть страшный грех, поскольку по определению исключает возможность покаяния после него).
6. Лень (праздность, уныние) – нежелание работать, исполнять все свои обязанности, молиться и посещать церковь, небрежность во всяком деле, излишняя (чрезмерная) любовь ко сну, отдыху, развлечениям, играм, шуткам, празднословию (пустым разговорам), рассеянность, сплетни, осуждение других людей, равнодушие к добрым делам.
7. Тщеславие (славолюбие) – желание прославиться, выделиться, стремление к власти, излишнее внимание к отношению других людей к своей персоне, к своей внешности, любовь к похвалам, карьеризм, лесть, зависть, унижение других людей, сюда же часто относят неискренность и ложь.
8. Гордыня (высокомерие, гордость) – самомнение, отсутствие смирения, наглость, не видение собственных грехов и самооправдание, неуважение к людям, упрямство, непокорность законным и не греховным требованиям, надежда только на собственные силы (забывая при этом о Боге). Сюда же часто относят неверие, богохульство и ересь (поскольку обычно они происходят из уверенности в непогрешимости собственного ума).
Для справки.
Основные праздники:
- Пасха, Великдень (Воскресение Иисуса Христа) - 1-е воскресенье после весеннего равноденствия (по старому стилю) и полнолуния. Пасхе предшествует Страстная седмица (неделя), когда вспоминаются страдания (страсти) Христовы, а после Пасхи следует Светлая седмица.
- Рождество Христово - 7 января
- Крещение Господне или Богоявление, Водохреще (Крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем (Предтечей) в р. Иордан, когда на Христа сошел Святой Дух в виде голубя) - 19 января
- Сретение, Стрітення Господне (Встреча 40-дневного младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм, со старцем Симеоном, узнавшем в Нем Спасителя) - 15 февраля
- Благовещение Пресвятой Богородицы (Сообщение архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении Иисуса Христа и Его непорочное зачатие) - 7 апреля
- Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье (Прибытие Иисуса в Иерусалим на осле. Народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви, у нас их заменила верба) - последнее воскресенье перед Пасхой
- Вознесение Господне (Вознесение Иисуса Христа на небо) - 40-й день после Пасхи
- Троица или Пятидесятница, "Зелені свята" (Сошествие Святого Духа на апостолов, таким образом миру явились все три Лица Святой Троицы) - 50-й день после Пасхи
- Преображение Господне, в народе известно как второй, яблочный Спас (Преображение Иисуса Христа на горе перед учениками) - 19 августа
- Успение Пресвятой Богородицы, "Перша Пречиста" (Кончина (успение) Божьей Матери с Ее взятием на небеса) - 28 августа
- Рождество Богородицы, "Друга Пречиста" (Рождение Божией Матери от праведных Иоакима и Анны) - 21 сентября
- Воздвижение Креста Господня (Воздвижение, т.е. торжественное поднятие и прославление, найденного в IV в. Креста, на котором был распят Христос) - 27 сентября (день постный)
- Введение Пресвятой Богородицы, "Третя Пречиста" (Вход в Иерусалимской храм 3-летней Девы Марии и поселение Ее при храме) – 4 декабря
Некоторые меньшие праздники:
- Обрезание Господне (когда Его обрезали по иудейскому Закону) и память св. Василия Великого - 14 января (совпадает с Новым годом по старому стилю)
- Рождество Иоанна Крестителя, в народе известное как "Ивана Купала" (рождение крестителя от праведных Елизаветы и Захарии) - 7 июля
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля
- Усекновение главы Иоанна Крестителя (память о том, как Ирод отрубил голову Иоанну Крестителю, обличавшего его в нарушении Закона) - 11 сентября (день постный)
- Покров Пресвятой Богородицы (память о видении Андрея Юродивого, видевшего Божию Матерь, защищающую народ Своим покровом и молящуюся за нас) - 14 октября
- Память св. Николая Чудотворца – 19 декабря и 22 мая (в честь перенесения его мощей)
- Память св. великомученика Георгия (Юрия) Победоносца – 6 мая
- Память св. князя Владимира Крестителя (и крещения Киевской Руси) – 28 июля
- Изнесения Креста Господня (еще один праздник в честь Креста) и память св. мучеников Маккавеев, в народе известное как первый, медовый Спас – 14 августа
- Собор св. архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных (праздник во славу архангела Михаила и прочих ангелов) – 21 ноября
- Память св. апостола Андрея первозванного (по преданию проповедовавшего на месте будущего Киева) – 13 декабря
- Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (самые выдающиеся Отцы Церкви - 4 в. н.э.) - 12 февраля.
Посты (запрет на употребление мясомолочных продуктов, время покаяния и особенно усердной молитвы):
- Великий пост (7 недель перед Пасхой), самый строгий пост в память о страданиях Христовых, запрещена также рыба. Перед ним идет Сырная седмица (Масленица) – неделя, когда мясо уже запрещено, но молокопродукты и рыба разрешены, она заканчивается Прощеным воскресением в память об изгнании Адама из рая, когда есть обычай прощать все обиды друг другу. Пост особенно усиливается на первой неделе и на последней, Страстной, неделе, особенно в Страстную Пятницу.
- Петровский пост (начинается через неделю после Троицы, заканчивается 11 июля, перед днем Петра и Павла) – рыба разрешена.
- Успенский пост (Спасівка) – с 14 августа по 27 августа – перед Успением Божией Матери, рыба запрещена.
- Рождественский пост (Пилипівка, т.к. начинается с дня св. апостола Филиппа) – с 28 ноября по 6 января – перед Рождеством Христовым, рыба разрешена; в навечерие Рождества, 6 января – особенно строгий пост. Также строгий пост и 18 января, перед Крещением.
- Среда и пятница весь год (кроме некоторых недель) – в память о предании Христа Иудой (среда) и Распятии Христа (пятница).
Посты нужны для того, чтобы человек приучил себя ставить духовные потребности выше физических, чтобы научился контролировать желания своего тела, чтобы привык не потакать себялюбию и своим прихотям, чтобы переполнение чрева не было препятствием к искренней и усиленной молитве, чтобы физическое довольство не притупляло покаянные чувства, наконец, чтобы воля Божия, выраженная в церковных заповедях, стала для человека важнее его собственной воли. К вегетарианству и диетам пост не имеет никакого отношения. Также следует помнить, что чисто физический пост, без покаяния, молитвы и добрых дел, не имеет смысла.
Наиболее известные дни поминовения усопших: суббота мясопустная (перед Сырной седмицей, т.е. вторая суббота перед Великим постом), Радоница (вторник второй недели после Пасхи , на практике часто вся вторая неделя, что не очень правильно), Троицкая суббота (перед Троицей). Также есть Димитриевская поминальная суббота (перед днем св. Димитрия Солунского 8 ноября), вторая, третья и четвертая субботы Великого Поста и пр.
Наши молитвы, и особенно поминовение усопших за литургией, может принести облегчение душам тех, кого поминаем, поскольку Бог слышит и исполняет наши искренние молитвы. К тому же, молитвы за усопших – это наш долг любви перед ними, которая (любовь) не прекращается со смертью человека. Но за некрещенных и неправославных молиться можно только самому, дома, не в церкви, поскольку при жизни они не были членами Церкви.
_________________________________________________________________
Уважаемые читатели! Вы можете оставлять свои возражения, вопросы и замечания в комментариях на http://ym-23.livejournal.com (там размещен тот же самый текст, что и на этом сайте, кроме дополнительных материалов о чудесах). Отвечу каждому!
С уважением, автор и разработчик
Юрий Милявский