О грехопадении человечества и спасении его во Христе

1. О грехопадении и его последствиях,

а также о причине зла в мире

Бог есть Абсолютное Благо, и потому сотворенный Им мир тоже был изначально прекрасен, и не было в нем никакого зла. Однако подлинное совершенство возможно только при уподоблении Богу (который и есть мерой и вершиной всякого совершенства). Поскольку же Богу свойственны премудрость, свобода и любовь (любовь, собственно, и бывает только свободной), то самым совершенным из всех созданных Им существ был человек – единственное существо, обладающее разумом, свободной волей и способностью любить (не считая ангелов, но о них, как и о бесах, я тут распространяться не буду). Не вдаваясь в бесполезные рассуждения о том, чем именно в материальном плане был рай, скажу лучше, что в духовном плане человек в раю имел все для того, чтобы в любви свободно познавать Бога, самого себя и весь мир, и наслаждаться Божественным общением. Но ему надо было изъявить свою волю к этому, ведь он - свободное существо, и имел возможность полюбить Бога и мир, а имел возможность и не делать этого, отвергнуть Бога и Его любовь. Потому и дал Бог одно повеление человеку - не есть от плода одного дерева, не потому, что плод был плохим или Бог не хотел его давать людям, а для того, чтобы люди имели возможность выявить свою свободную волю в любви к Богу и сыновнем послушании Ему. Ведь если бы не было у человека способа отвергнуть заповедь Божию по причине отсутствия заповедей, то какая же это была бы свобода? И человек, к сожалению, выбрал зло – нарушил заповедь и не раскаялся в этом сразу же, а начал оправдываться, сваливать вину на других и т.д. И произошла трагедия – человеческая природа испортилась, в нее вошел грех.

Вообще грех, зло, смерть – это все понятия одного плана, они означают отсутствие Божественной благодати, разлад и распад в творении, отпадение от Бога как Источника жизни и блага. Человек вследствие греха перестал быть совершенным, у него появилась теперь уже не только потенциальная возможность согрешить, но и склонность к греху, желание грешить. Он потерял способность к непосредственному общению с Богом, его разум затуманился, и даже сама свобода воли поколебалась вследствие подчинения «рабству греху». Это даже не было, в сущности, наказанием Божиим, это было естественным следствием греха, о чем Бог предупреждал, давая заповедь. Это следствие естественно потому, что свет и тьма, чистота и грязь, Бог и грех несовместимы, не могут сосуществовать по определению, т.к. зло и есть безбожие по сути, и продолжение прежней жизни после греха означало бы, что Бог «согласен» на грех, что Он отказался от Своей справедливости, что Он даже поддерживает зло. Более того, если бы Бог тотчас же исправил повреждение в природе человека и вернул все назад, то, во-первых, скорее всего история бы повторялась бесконечно, человек бы почувствовал, что зло не наказуемо и творил бы его все больше и больше, а во-вторых, если бы Бог сделал так, чтобы человек не согрешал более, то Он этим, опять-таки, отобрал бы у него свободу, сделал бы его не любящим сыном, а бездумным рабом, что противоречило бы самому определению человека.

Итак, человек отпал от Бога, лишился рая и был обречен на смерть. В первую очередь смерть духовную, т.е. существование души без Бога (т.к. жизнь без Бога и есть смерть, ад). Смерть телесная была уже скорее милостью Божией к человеку, чем наказанием, т.к. смертью прекращается грех, умерший не грешит более, и таким образом уменьшается зло. Испорченность природы грехом привела к тому, что человек в целом даже верующий и праведный не мог своими силами достичь того же блаженного состояния, что было у людей изначально, в раю, ведь каждый, хоть раз, а согрешил, и сама даже природа человеческая уже не способна была это блаженство воспринять. Отсюда же и все остальное зло в этом мире – от греха людей. Бог обычно не препятствует людям грешить, чтобы не сделать их рабами, и потому зло все умножается и умножается. Да и Земля сама вошла в разлад с человечеством, начались природные катастрофы, болезни, несчастья, потому что окружающая природа пала вместе с человеком, для которого, кстати, и была создана. Это я по ходу уже и объяснил, откуда в мире зло, раз Бог его не создавал, и почему Он его не искоренил. Тут можно задавать еще много вопросов, но ответ всегда будет сводиться к одному и тому же: прекратить зло силой Божия всемогущества означает сделать человека «хорошим» насильственно, помимо его воли (например, «не создавать грешников» - это по сути абсолютно ничем не отличается от «заставлять всех быть праведниками»).

Конечно, Бог не устранился от мира, он продолжает любить свое творение, хоть творение и потеряло любовь к Нему. Он даже зло обращает в добро, как я показал на примере телесной смерти, или, например, когда болезни и страдания помогают осознать человеку бессмысленность его надежды на богатство, силу, хитрость, и обращают его к Богу. Это называется по-церковному «Промыслом Божьим» о мире, когда Бог, не навязывая ничего людям, постепенно устраивает все для пользы человека. Промысел этот не всегда можно понять, потому что наш разум слишком слаб по сравнению с Божиим, да и информацией всей мы не владеем. Например, если праведный человек умер молодым, это кажется нам злом и несправедливостью, а возможно, для него это как раз великое благо, потому что со временем его могли бы ожидать большие испытания и он мог бы совершить великий грех и не спастись, а смерть избавила его от этого. А еще страдания других людей дают нам возможность выразить на деле свою любовь к ним – помощью и сочувствием, что полезно и им, и нам. Это я говорю всего лишь к тому, что не всегда мы знаем, что на самом деле полезно для каждого из нас.

Можем ли мы говорить о несправедливости Бога в отношении нас? Нет, скорее только наоборот – о несправедливости нас к Богу. Объясню на примерах. Кто-то «обвиняет» Бога в том, что он осужден за грех Адама. Но это неправда – он сам так же грешен, скорее всего, даже «грешнее» Адама. Он говорит, что грешен, потому что «заражен» греховной заразой, передающейся по наследству от Адама. Это правда, но что это меняет? Разве это означает, что он не виноват в своих грехах? Абсурд, он делает их сознательно, никто его не заставляет силой. Но Бог дает нам, «зараженным», способ вылечиться – принять спасение, дарованное Христом (смотри об этом в следующем пункте), и побороть свои греховные наклонности, а кто не желает этим спасением воспользоваться, тот сам виноват. Кто-то говорит, что он менее грешен, чем другие, а страдает в мире больше других, и это несправедливо, - но ведь никто и никогда не говорил, кто количество страданий в этой жизни должно быть «пропорционально» количеству грехов (потому, действительно, и младенцы могут страдать). Зло в этом мире вызвано греховностью человечества, но зло – оно не может быть «справедливым», на то оно и зло, и это одинаково касается как зла, совершенного другими людьми, так и зла, происходящего, например, от природных бедствий. Потому праведники часто страдают, но если они действительно праведники, они не возмущаются против Бога, а благодарят его за посланные Им испытания, которые помогают людям и доказать свою верность Богу, и смирить свою гордыню, и даже уподобиться своими страданиями Самому Христу, Единому безгрешному и страдавшему. Кто-то говорит, что раз Бог по Своему всеведению знал, что произойдет грехопадение, значит Он Сам обрекал людей на страдания. Но, во-первых, хоть Он и знал, но не заставлял людей грешить, а во-вторых, ведь Он ведет людей через эту временную жизнь, часто полную зла (хоть и добра в ней немало тоже), к вечной жизни, в которой страдать будут уже только те, кто добровольно выберет это для себя во время нынешней жизни (об аде подробнее в конце второго пункта). И та вечная радость богообщения, которая ждет людей в Царстве Божьем, не только покроет «с головой» временные страдания в этой жизни (к тому же, в принципе, полезные для нас, грешников, и заслуженные), но и даже будет еще большей от того, что станет не дарованной, а заработанной и сознательно выбранной.

Часто возникают вопросы о том, как же должен вести себя (с христианской точки зрения) человек по отношению к конкретному злу (несправедливости, например), которое он терпит сам или наблюдает рядом с собой. Наибольшее непонимание вызывает заповедь Христа: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую». Это, пожалуй, самая трудная для исполнения из всех нравственных заповедей христианства, и именно из-за трудности и нежелания ее исполнять на нее чаще всего «нападают»; впрочем, иногда дело в неверном ее понимании. Вот полный текст этого места Евангелия: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:27-36). Главный смысл сказанного – не воздавать злом на зло, не мстить и не держать обиды на обидчика. Да, это очень тяжело, но это возможно. Сам Христос на Кресте молился за распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». И первомученик Стефан, когда его били камнями до смерти, говорил: «Господи! не вмени им греха сего». Собственно говоря, это и есть наибольший подвиг, который может совершить человек – не поддаться естественному чувству обиды и желанию отомстить, преодолеть в себе этот грех, стать выше этого, не стать подобным своему обидчику (поступая с ним, как поступал он), не умножать еще больше зло в мире, отвечая злом на зло. Что может быть выше того, чтобы простить вопреки всему, пожалеть и полюбить грешника, обидевшего тебя, потому что он несчастен из-за своей злобы и будет страдать из-за нее если не в этой жизни, то в будущей. Если не можешь полюбить – просто прости; не можешь простить – забудь и не думай о причиненном тебе зле; если и этого не можешь – не мсти и молись Богу, чтобы Он дал тебе силы простить; и Он даст. Не думай, что простить – значит проявить слабость: наоборот, для этого нужны огромные усилия. Не думай, что простить – значит опустить свое человеческое достоинство: наоборот, достоинство человека в том, чтобы в отличие от животного повелевать своими естественными инстинктами и желаниями и быть выше в моральном плане своего врага; а то, что обычно люди называют «честью» и «чувством собственного достоинства» - это обыкновенная гордыня, та самая, из-за которой впервые грех вошел в мир. Не думай, что простить – значит поощрять несправедливость: ты не судья другому человеку и не можешь наказывать его по своему рассуждению, потому что суд творить может только Бог, а не ты, который сам грешник перед Богом.

Спрашивают: не будет ли из-за этого зло возрастать в мире, видя безнаказанность, не становимся ли мы таким образом пособниками злу, не борясь с ним? Но здесь происходит подмена понятий: Церковь никогда не учила «не бороться со злом». Борьба со злом и делание добра входят в основные обязанности христианина. Стать на защиту обижаемого, устранить несправедливость по отношению к ближнему (а все люди ближние) – это святое дело! Но к мести это не имеет никакого отношения. Разница та же, что между уличным хулиганом, подравшимся с другим таким же, и милиционером, применяющим силу при задержании преступника. Одно дело – мстить и самому делать то же зло, что и твой обидчик, и совсем другое – помочь ближнему в беде и восстановить справедливость в отношении него, не дав «плохому парню» совершить зло и грех. Потому Церковь благословляет и правоохранительную деятельность, и судебную систему, и даже, в случае крайней необходимости, справедливую войну (например, для защиты Родины). Главное тут не перейти эту грань между «правым делом» и присвоением себе права «карать и миловать». Тут нельзя дать совета на все случаи жизни. Просто нужно всегда прислушиваться к себе, к мотивам своих действий: не руководит ли тобой гордыня, гнев, самолюбие, прикрываясь личиной борьбы за честь и справедливость?

Но вернемся к тому, с чего начали отступление от главной темы – после грехопадения человечество погибало в грехе, и никакая мораль не могла ничего исправить, так как повредилось естество, между Богом и человеком выросла непреодолимая человеческими силами стена. Не могло помочь и Божие всемогущество – оно бы разрушило, если бы вмешалось, саму суть человека как свободного существа. И нужно было спасение – от греха и смерти, хотя с точки зрения человека ситуация казалась безвыходной. Именно об этом спасении и говорит всегда Церковь как о самом главном для человечества вообще и каждого из нас в частности – о том, чтобы вернуть падшего во грех и смерть человека к его первозданной чистоте, красоте и достоинству. И это спасение пришло в лице Господа нашего Иисуса Христа, в подвиге Которого и раскрывается вполне и справедливость, и милосердие, и любовь Божья к людям.

 

_________________________________________________________________

Уважаемые читатели! Вы можете оставлять свои возражения, вопросы и замечания в комментариях на http://ym-23.livejournal.com (там размещен тот же самый текст, что и на этом сайте, кроме дополнительных материалов о чудесах). Отвечу каждому!

С уважением, автор и разработчик

Юрий Милявский

Сделать бесплатный сайт с uCoz