О грехопадении человечества и спасении его во Христе

2. О спасении и смысле подвига Христа,

а также о Царстве Божием и об аде

Прошу прощения у нетерпеливого читателя, но мне придется сделать маленькое отступление в богословскую науку, чтобы стало понятным дальнейшее. В богословии есть две основные темы, исчерпывающе раскрытые на Вселенских соборах, - это догмат о Троице и догмат о двух природах во Христе. Я часто использовал уже термин «природа» (иначе – сущность, естество), в данном случае в применении к человечеству, – это понятие в богословской терминологии означает совокупность общих свойств, которые отделяют существа одного вида от другого, например, природу человека от природы собаки. Природа не существует сама по себе, отдельно, а проявляется в отдельных личностях, лицах, называемых также ипостасями, для которых эта природа общая. Догмат о Троице гласит, что Бог Триипостасен – Бог есть Отец, Сын и Святой Дух (ипостаси), и эти ипостаси имеют общую природу (единосущны). Таким образом, Бог один по природе и троичен по лицам, при этом есть не три одинаковых Бога, а один и тот же Бог во всей Божественней полноте, но так, что и Отец есть Бог, и Сын есть тот же Бог, и Святой Дух есть тот же Бог, и рождение Сына от Отца и исхождение от Него Духа являются предвечными, т.е. никогда не было Отца без Сына и Духа. Это не подвластно рациональному объяснению, поскольку касается наивысших Божественных тайн, самой природы Бога, и естественно, что человек, не могущий понять даже собственную сущность, не может вполне понимать то, что касается природы Божьей. Пишу же я здесь об этом для того, чтобы подчеркнуть, что когда я говорю «Сын Божий» или «Святой Дух», я имею ввиду по природе Того же самого Бога, а не кого-то другого, и потому выражения «Бог послал в мир Своего Сына» и «Бог Сам пришел в мир» - практически эквивалентны.

Догмат о двух природах во Христе гласит, что Иисус Христос был Богочеловеком, т.е. в одном лице (ипостаси Сына) соединились две природы – Божья и человеческая. Христос – совершенный («полноценный») Бог и совершенный Человек одновременно, и Божество и человечество в Нем соединились в так, что и не смешались, но и не разделились на две разные личности. При этом человеческая природа была воспринята вся – не только тело, но и душа, и воля. Поскольку же Иисус родился через непорочное зачатие от Девы Марии, а не обычно, то Он был безгрешным и даже без склонности к греху, и Его человеческая воля всегда свободно следовала Божественной (т.к. безгрешный человек всегда хочет того же, что и Бог). Однако все последствия греха Он на Себе ощущал – и страдания, и смерть. Поэтому когда я говорю, что «Бог стал Человеком» и «Бог страдал и умер и воскрес», я понимаю, что Он соединился с человеческой природой (именно природой, а не каким-то конкретным человеком) и умер и воскрес по этой человеческой природе (Божество бессмертно), однако в силу того, что соединение это было нераздельным, то как единое лицо Христос по-настоящему страдал и по-настоящему умер. Итак, вследствие этих двух догматов, становится понятным, что означает, например, «распятие Сына Божия» - это означает, что Сам Бог (в лице Сына, ничем не отличающего по природе от Отца), соединившись с человеческой природой в одно лицо, Иисуса Христа, был распят по этой человеческой природе и истинно страдал. Отступление закончено, извините, что так сложно объяснил, но на сложные вопросы не бывает легких ответов.

Понятие "спасение" имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сделано ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, является для нас даром, потому что мы сами этого сделать не смогли бы при всем желании. Субъективная сторона — это те усилия, которые нам необходимо приложить, чтобы этим даром воспользоваться, усвоить его. Начнем с первой стороны, называемой еще Искуплением. Цель пришествия Христа в мир состоит в том, чтобы соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать, по слову апостола Петра, "причастником Божеского естества", т.е. достичь наивысшей возможной для человека степени богообщения, в котором заключается и бессмертие, и безгрешность, и вечная радость, и всеобъемлющая любовь. Но исцеление и восстановление человечества не могло совершиться механически, с насилием над человеческой природой, потому Сын Божий воспринимает человечество во всей полноте, кроме греха, становится истинным человеком, и Божественный замысел должен раскрыться через свободную волю человека, которую Господь также воспринял в Воплощении, а не помимо ее. Восстановление человеческого естества предполагает изменение в самой человеческой природе, которое может быть лишь результатом собственного свободного выбора. Падение Адама состояло в непослушании: Адам нарушил Божественную волю, что выразилось прежде всего в рассогласовании воли человеческой с волей Божией. Отсюда берут начало и все прочие следствия грехопадения. Искупление представляет собой обратное движение, возвращение человека в то состояние, из которого выпал Адам, и даже вознесение его на более высокий уровень совершенства по сравнению с тем, на котором находились прародители до грехопадения. Поскольку падение свершилось через непослушание, то обратное движение возможно только путем добровольного послушания Богу. По Своему человечеству Христос претерпел все те искушения и испытания, с какими только может встретиться человек, включая смерть, и преодолев все искушения, явив абсолютное послушание Богу Отцу, привел Свою человеческую волю в совершенное единение с волей Отчей. Саму Свою человеческую жизнь Он преобразил в сопричастность (т.е. совместное участие в) Божественной любви и свободное подчинение Его воле. В искупительном подвиге Христа Спасителя открылись и Божественное правосудие, с одной стороны, и любовь и милость Божия к человеку — с другой. Любовь и милость открываются в том, что Христос, говоря словами апостола Павла, "умер за нас, когда мы были еще грешниками". А правда в том, что Бог примирился с человеком и простил его, но лишь после того, как очистил его от греха собственным послушанием и даже кровью, открыв ему путь праведности. Иначе говоря, Бог, будучи Существом благим и непричастным к какому-либо греху, не мог (по вышеизложенным не раз причинам) примириться с человеком прежде, чем изменится сам человек. Причем те изменения, которые произошли с человеческой природой во Христе (а именно, искоренение той испорченности и «проклятия», которое было на всех людях от Адама, богооставленности и подверженности смерти телесной и духовной), касаются всех людей, поскольку Он воспринял нашу общую природу, а не чью-то конкретную.

Делом Искупления была вся земная жизнь Спасителя – и рождение (Воплощение), и учение, и чудеса. Но страдания и крестная смерть занимает совершенно особое место. Христос умирает свободно, никакая необходимость не заставляет Его идти на Крест, ведь Он может, как Бог, победить всех Своих врагов одним Своим словом. Тайна Искупления состоит в том, что для того чтобы нам освободиться от наказания, в том числе и от смерти, Христу пришлось умереть, т.е. взять на себя все последствия греха и преодолеть их силой своего Божества и человечества. Единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места. Крестная смерть — это предел послушания, ради которого Сын добровольно Себя унижает, отказываясь от всякой Божественной власти. Таким образом, если Воплощение есть победа над грехом и основание для восстановления союза между Богом и человеком, то Крестная смерть есть освобождение от «проклятия» (осуждения греха праведным судом Божиим) как следствия греха.

Но предел унижения на кресте есть одновременно и переход к славе, начало прославления Христа по человечеству, ведь за Распятием следовало Воскресение. Воскресение Христово возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. Событие Воскресения Христова имеет непосредственное отношение к нашей судьбе. Чудеса воскресения других людей, совершенные Спасителем во время земной Его жизни, являются доказательством Его Божественного всемогущества, но это всемогущество, хотя и способно преодолеть законы природы, тем не менее не может изменить способ ее (природы) существования, освободить от власти природной необходимости, от власти законов падшего естества. Такое изменение вообще нельзя навязать силой, извне, потому что оно может быть только результатом свободного выбора. И этот "выбор" был осуществлен в земной жизни Христа, Который всецело преобразовал Свою естественную жизнь по человечеству в сопричастность Богу, что было завершено крестной смертью и явлено в Воскресении. Господь после Воскресения сохраняет человеческую природу, в том числе и человеческое тело, но эта природа отличается от нашего человечества по способу своего существования. Человечество Христово после Воскресения в значительной степени свободно от подчинения естественной необходимости, которой подчинено наше тленное естество. Изменения, которые происходят по Воскресении в человеческом облике Христа, имеют не только отрицательное измерение, т. е. это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и восстановление нашего естества в его первозданном достоинстве. Основанием этого восстановления является теснейшее единение человека с Богом. После Воскресения следует Вознесение на небеса, смысл которого - прославление человеческого естества. Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти Сына Божия. Подводя итог рассмотрению вопроса Искупления, нужно отметить, что плодами этого Искупления стали:

1) очищение грехов «за счет» очистительной силы жертвы Христовой (о чем много сказано выше);

2) освобождение от наказания за грех, возможное только при условии (1) (ведь для человека важно не просто избежать наказания за грех — необходимо перестать быть грешным, в противном случае Бог никак не может освободить нас от наказания, потому что Бог не может амнистировать человека, не может назвать грешника праведником, зло объявить добром);

3) примирение людей с Богом и восстановление союза между ними (следствие (1) и (2));

4) дарование полноты благ (означает возможность в церковной жизни получать освящающую нас благодать через таинства и молитву, о чем тут не будем говорить).

Думаю, что стоит закончить об этом, поскольку все главное уже сказано несколько раз. Зачем было Отцу принимать такую страшную жертву от Сына, т.е. по естеству от Себя Самого? Только ради того, чтобы в Себе победить грех и смерть и привести через Христа нас к Себе. Как совмещаются в Боге справедливость и любовь? Так, что Его любовь включает в себя и справедливость, и потому, чтобы из любви спасти человека, нужно было исправить его, не нарушив справедливости, что и было сделано через Христа. Справедливо ли наши грехи переносить на Невиновного Христа и заставлять страдать за нас? Но Бог и не обвинял Христа ни в чем, и не заставлял (т.к. Христос и есть Бог), а добровольно силой Своей жертвы дарует людям отпущение грехов.

Итак, во Христе для каждого человека открывается путь примирения с Богом и оправдания, но, опять же, только по желанию самого этого человека, через личное усвоение плодов искупительного подвига Спасителя (субъективная сторона спасения). Каким образом это усвоение происходит? В течение всей земной жизни человека, начиная с момента крещения. В крещении происходит, по учению Церкви, соединение человека с Христом, снятие «проклятия» греховной природы человека, его образная смерть вместе с Христом и воскресение с Ним же. Кто крещен, тот член Церкви – мистического Тела Христова, и потому все, что происходило с Христом, имеет уже непосредственное отношения к человеку, как живущему «во Христе» (вот смысл этого выражения – «жить во Христе»). Более того, человек имеет возможность и даже обязанность причащаться Тела и Крови Христовой (под видом хлеба и вина), и таким образом соединяться с Ним даже телесно, не только душевно (учение о превращении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову во время службы Божией тут оставляем без рассмотрения). Но все это останется бесполезным, если человек искренне не будет раскаиваться в своих грехах, не будет молить Бога о прощении их, не будет исполнять Его заповеди, не будет хранить истинную веру, не полюбит Бога и ближнего, как самого себя. И вот тут и есть справедливость – спасение даровано всем, но воспользуется им только тот, кто захочет и приложит для этого усилия.

Именно этим и объясняется, почему и до сих пор, несмотря на то все те плоды Искупления, о которых было сказано выше, люди, и даже христиане, продолжают грешить, страдать и умирать, и со стороны может даже показаться, что ничего в мире и не изменилось после Христова пришествия. Грех Адама уничтожен в нас, но его последствия (склонность к греху и, как результат, наши собственные грехи) каждый должен с помощью Божией искоренять в себе сам, «механически» ничего не бывает. Раз есть последствия в виде наших грехов, то есть и последствия в виде страданий, несправедливости со стороны других людей, болезней. Да и разве можно было бы их прекратить сразу же после воскресения Христа, если люди еще не изменились, а только получили шанс измениться? Это означало бы немедленное установление везде Царства Божия, но люди нуждаются сначала в этой жизни, потому что только в этой жизни возможны покаяние, исправление, взаимопомощь между людьми, которые как раз и нужны для усвоения плодов Искупления. По той же причине нужна и телесная смерть, как финал, итог, окончание земной борьбы в этом несовершенном еще теле, после которой человек переходит в новую фазу – воздаяния (т.е. «получение результатов») за нынешнюю жизнь. Но воскресение Христово стало причиной того, что все люди (и праведные, и грешные) воскреснут телесно в день Страшного Суда, причем в обновленных, измененных, телах, таких же, как Тело Христа после воскресения, так что наша смерть – не вполне смерть, а лишь временное разлучение души от тела (я думаю, не надо объяснять, что для Бога, создавшего мир из ничего, не будет проблемой восстановить наши тела, которые существовали ранее, но истлели).

Основная тема работы исчерпана, смысл Христовой Жертвы я объяснил, как смог. Замечу, что не все тут легко выразить словами, не все легко понять, да это и неудивительно, ведь касается вещей Божественных, превышающих человеческий разум. Я старался использовать поменьше образов и аллегорий, показывать по существу, но, конечно, в полной мере это невозможно. Можно было бы ответить раз в 20 короче: раз Бог Благ и Премудр, и выбрал именно такой способ спасения человечества, значит, это самый лучший способ (возможно, единственный возможный), и нечего тут больше спрашивать. Более того, любые объяснения всегда будут несовершенные и не до конца понятны, потому что невозможно проникнуть в ум Бога, узнать в точности и понять Его мысли. Но человек хочет понимать, и когда понимает, и верует глубже, и чувствует ярче, потому я и написал, по мере сил своих, эту очень непростую статью.

Хочу напоследок ответить еще на некоторые недоразумения относительно воздаяния, о котором я выше упомянул. Во-первых, так же, как изгнание из рая было не столько наказанием, сколько следствием грехопадения, так и Царство Божие, и ад являются не столько наградой или наказанием, сколько следствием нынешней жизни. Главное - состояние души человека на протяжении его жизни и особенно перед смертью, и это состояние и определяет состояние его после смерти. Никто не взвешивает на весах добрые и злые дела, как это иногда представляется. Тут важно другое: принял ли человек Жертву Христа за себя, захотел ли он избавиться от своих грехов благодаря ей, раскаялся ли действительно (а не на словах только) в совершённом зле, возлюбил ли человек Бога и сотворенный Им мир? Если да, то сколько бы грехов он ни сделал (например, до своего обращения в веру или даже после, но перед раскаянием), все будет прощено, т.к. нет такого греха, который бы не покрыло Искупление во Христе. И наоборот, если человек даже был сравнительно праведный (не крал, не убивал), но Христа сознательно отвергал, каяться не желал, пребывал в гордыни, он не будет спасен, потому что сам не пожелал себе спасения. И нельзя заставить войти в Царство Божие того, кто не любит Бога и не хочет принимать дарованное Им спасение, потому что в этом Царстве все наслаждение и смысл вечной жизни как раз и состоит в любви к Богу и друг другу. И это в высшей степени справедливо и милосердно одновременно, милосердно – потому что принимает всех желающих, справедливо – потому что отвергает нежелающих. Это не означает, что можно творить сколько угодно зла, а потом перед смертью покаяться священнику и попасть в рай. Дело в том, что покаяние – это «перемена ума» (дословный перевод этого слова с греческого), т.е. чтобы раскаяться, нужно изменить себя, свой ум, свою душу, свою жизнь, и проявить это на деле (как сделал, например, апостол Павел, который после убийств христиан стал проповедником христианства для всех народов). Если человек смог это сделать, он может спастись, потому сейчас, в данный момент, он праведный, его душа чиста. А если нет, если покаяние – только слова, и никакой перемены нет, то не может такой попасть в Царство Божие. Так что не будем рассуждать о том, как же Бог допустил мучение грешников в аду – Он для нашего спасения сделал все, даже отдал собственную жизнь на Кресте. Да и в раю для нераскаявшихся будет ад – ведь там везде Божья любовь, а они не любят Бога. Не будем также гадать и о судьбе праведных нехристиан где-то в далеких краях, где о Христе ничего не знают, – мы ее (судьбу) не знаем, это целиком в воле Божьей, к каждому будет «индивидуальный подход». Но мы знаем точно, что если мы с вами, имея все возможности стать христианами, имея всю полноту информации и ответственности, сознательно отвергнем Христа, то для нас оправдания не будет. Это не угроза со стороны Бога и Церкви, а честное предупреждение. Когда нам говорят «не сунь пальцы в розетку, а то током ударит», а мы сунем, и нас бьет током, то виноваты только мы, а не розетка и не тот, кто предупреждал. Поэтому пора уже каждому из нас хорошенько задуматься…

(В теме "О грехопадении человечества и спасении его во Христе" использованы материалы "Катехизиса" Олега Давыденкова. В теме сознательно не использовалось понятие "первородный грех" ввиду его сложности и неоднозначности трактовок разными христианами.)

 

_________________________________________________________________

Уважаемые читатели! Вы можете оставлять свои возражения, вопросы и замечания в комментариях на http://ym-23.livejournal.com (там размещен тот же самый текст, что и на этом сайте, кроме дополнительных материалов о чудесах). Отвечу каждому!

С уважением, автор и разработчик

Юрий Милявский

Сделать бесплатный сайт с uCoz