Доказательство истинности христианской веры

3. Доказательство истинности всего учения христианской Церкви

Давайте остановимся на минуту в наших рассуждениях и посмотрим, к чему мы пришли. В первой части был доказан факт воскресения Христа из мертвых. Во второй части мы показали, что то, что проповедовали (устно и письменно) апостолы, есть истинно переданное Его учение о Нем Самом и нашем спасении, подтвержденное Духом Святым. Также было показано, что известные нам сегодня книги Нового Завета (и именно они) действительно отражают веру апостолов, и что они не могли быть изменены в позднейшее время. Таким образом, была по сути доказана (на уровне исторических фактов, логических рассуждений и здравого смысла) истинность Нового Завета, а следовательно, и постулируемая в нем истинность Ветхого, т.е. всей Библии.

Вообще на этом можно было бы поставить точку. В начале был поставлен вопрос: «Почему я христианин?» Ответ на него дан – потому что я знаю и убежден, что то, что написано в Библии – истина, что Бог существует и действует, что Христос – действительно наш Спаситель, распятый и воскресший, что нас ожидает Его второе пришествие и воскресение мертвых, что Дух Святой живет и действует в Церкви верующих, что мы должны жить по Евангельским заповедям, что для спасения надо верить, креститься и причащаться и пр. Под этим может подписаться каждый христианин, независимо от конфессиональной принадлежности (о различиях между христианами будет сказано позже). Если читающий это признал наши аргументы убедительными – значит, он тоже уже христианин, хотя бы по вере, если не по жизни. Осталось прочитать Библию (для начала Новый Завет как более важный и отменяющий кое-что из Ветхого) и принять написанное в свой ум, сердце и деятельность.

Но тем не менее я не закончу на этом свою статью. Во-первых, одно лишь признание "общей правдоподобности" библейской веры явно недостаточно, поскольку в таком случае почти каждое отдельно взятое положение некоего автора или отдельно взятое речение Иисуса может быть взято под сомнение, особенно если оно не подтверждается другими авторами. Мы будем постоянно блуждать в море "либерального христианства", разыскивая первоисточники, сомневаясь то в одном, то в другом, пугаясь от каждой вновь открытой рукописи, доказывая или опровергая достоверность каждой отдельной книги или части книги и т.д. Во-вторых, даже признав всю Библию, у вас возникнет вопрос, как понимать то или иное место, и если я посоветую вам толкование, вы спросите, чьему именно толкованию надо верить и почему. В-третьих, в христианстве есть много понятий, не содержащихся непосредственно в Библии, например, такое фундаментальное понятие, как «Святая Троица». В-четвертых, потому что невозможно быть христианином «вообще», придется принадлежать к какой-то из конфессий (православной, католической, лютеранской…), раз уж так сложилось, что их есть много. Сразу же оговорюсь: лично я принадлежу к Православной Церкви и в дальнейшем буду говорить иногда с ее точки зрения, однако не буду заниматься здесь антикатолической или антипротестантской полемикой. Я просто логически объясню, почему Церквей много и как так вышло, что одна библейская истина якобы «распадается» на множество разных учений, и что с этим делать. И для всего этого я должен перейти к рассмотрению понятия «Церкви» вообще.

 

Почему Церковь не ошибается?

         Практически все христиане верили и верят, что Церковь (с большой буквы) – это совокупность всех истинно верующих в Господа нашего Иисуса Христа, как живых, так и умерших, как людей, так и ангелов, во Главе с Самим Христом. Это не просто земная организация, не просто социальный институт, а объект христианской веры: мы веруем в Церковь. При этом естественно, что существует некоторая земная форма организации Церкви, ведь в нее входят живые в данное время на этой земле люди, и без внешней организации обойтись невозможно и не нужно. Церкви дана власть учить истине, и спасение тоже возможно только в Церкви, потому что Сам Христос охраняет ее от заблуждений, дает ей благодать и святость.

На чем основывается подобный взгляд? Мы уже приводили слова Христа о вечном пребывании Его и Духа, исходящего от Отца, с верующими, и о Церкви, основанием которой станет исповедание Петра и которую "врата адовы" не одолеют. Добавим еще несколько цитат, теперь уже из посланий Павла:

- «Все покорил (Бог Отец) под ноги Его (Христа), и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22-23),

- "Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,  которой сделался я служителем по домостроительству Божию» (Кол. 1:24-25).

- «Сие пишу тебе (это пишет апостол Павел Тимофею), надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины». (1Тим. 3:14-15)

- «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (т.е. крещением); чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». (Еф. 5:25-27)

- «Тому (т.е. Богу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века». (Еф. 3:21)

- «Ибо мы (апостолы) соработники у Бога, а вы (верующие) Божия нива, Божие строение… ибо никто не может положить другого основания (для этого строения, т.е. Церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1Кор. 3:9-11)

- «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… И вы — тело Христово, а порознь-члены» (1 Кор. 12: 12-13, 27).

         Список можно продолжать, но и этого достаточно, чтобы понять, что Библия однозначно утверждает о Церкви ее святость, происхождение от Бога, авторитет, власть отпускать грехи, несокрушимость во веки веков и прочее, о чем еще будет говориться в дальнейшем. Учение о Церкви как мистическом Теле Христовом довольно сложно, но здесь достаточно того, что Церковь находится в теснейшем единстве с Христом. Таким образом, из признания Библии однозначно следует вера в Церковь. Это учение можно по-разному понимать на практике, но полностью отвергнуть его вряд ли возможно. Действительно, с учетом всего вышесказанного, мы должны признать, что, во-первых, учение о Церкви является существенной частью богословия апостола Павла, и, во-вторых, что основания для такого взгляда есть в ряде высказываний Самого Христа. В-третьих, вера в Церковь присутствует у многих ранннехристианских писателей:

- "блаженные вы, которые соединены с ним (епископом) так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение… Постараемся же не противится епископу, чтобы нам быть покорными Богу. " (Игнатий Антиохийский, начало 2 века)

" Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам. диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. (Он же) Особенно достойно внимания его настойчивое упоминание о епископе, что говорит о том, что под Церковью понимается не только духовное сообщество, но и земное, возглавляемое епископами.

-"Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены?" (Климент Римский, конец 1 века)

-"Для мореходов Бог предназначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал святые церкви, в которых соблюдается учение истины." (Феофил Антиохийский)

- "Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству." (Климент Александрийский)

-"Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, то есть тем, которые имеют преемство свое от апостолов и которые вместе с преемством епископства по благоволению Отца приняли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, то есть у тех, у кого находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здоровое, безукоризненное учение и неискаженное, неповрежденное слово. Они-то и хранят нашу веру во Единого Бога, все сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблуждения излагают нам Писания". (Ириней Лионский)

Наибольшей строгости в "догосударственный" период учение о Церкви достигает у Киприана Карфагенского (3 век), прямо говорившего, что "истинная, спасительная и святая вода Церкви (учение Церкви) не может измениться и повредиться, как и сама Церковь неповрежденна, чиста и целомудренна. …Те, кто отпал от Христа, погибнут по своей вине, но Церковь, которая верует во Христа и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него", и "кому Церковь не мать, тому Бог не Отец".

Нужно очень сильно постараться, чтобы совсем перетолковать или отвергнуть учение о Церкви. Для этого надо, во-первых, опять отвергнуть часть учения Павла (хотя предыдущие рассуждения уже показали нам, что его учение нельзя отделить от учения прочих апостолов), а во-вторых, снова заподозрить евангелистов в подделке слов Христа (что тоже нереально, как мы видели), а потом еще и обвинить всех последующих авторов в следовании этой лжи вопреки тому, о чем учили апостолы изначально. Да и если Церкви (в указанном мистическом смысле) нет, то выходит, что Бог оставил нас "на произвол судьбы", не дав никакого залога истинной передачи Его учения. А это и не логично, и опровергается сошествием Святого Духа – Духа Истины, одной из целей которого и было обучение учеников и создание на их основании истинной Церкви.

Итак, Церковь содержит истину о Боге. Следовательно, все, чему учит Церковь – от Бога, и следовательно, верно. Подчеркну, что это есть прямое обетование Христа и проповедь апостолов, а не выдумка Церкви о самой себе, чтобы придать себе больший авторитет. Невозможно принять Христа и отбросить Церковь. Это не гордость Церкви, не желание власти, а реальность, потому что все, что сказал Господь, становится реальностью. Эта реальность происходит даже не от какого-то особого «дара безошибочности», а от самой природы Церкви, которая, будучи едина с Богом, не может ошибаться или лгать, потому что не ошибается и не лжет Бог. Вот почему именно Церковь «правильно понимает» учение Христа, переданное ей апостолами. И не ошибается тот, кто верит так, как верит вся Церковь. Более того, на самом деле мы верим в богодухновенность Библии (т.е. как минимум в непогрешимость в богословских вопросах и основных изложенных фактах, а также в особое участие Святого Духа при написании книг) именно потому, что ее истинность утверждает Церковь. (Протестанты считают наоборот, но они тоже признают важность и Библии, и Церкви, хотя Библия для них на первом месте.) Но я сознательно не использовал этот аргумент при доказательстве правдивости и подлинности Библии для того, чтобы не возник «порочный круг»: «Библия утверждает что-то о Церкви, а Церковь – о Библии». Поэтому я пошел другим путем: доказал достоверность Библии в общих чертах независимо от понятия Церкви, а потом из этого вывел учение о Церкви, которая уже в свою очередь постулирует полную богодухновенность Библии. В дальнейшем же я буду ссылаться на то, что «так учит Церковь», потому что уже показал тот факт, что ее право (точнее, обязанность) учить не является собственным ее желанием, а дано навеки ей Богом.

Заметим, что в Писании (даже в вышеприведенных отрывках) утверждается также и то, что Церковь будет существовать вечно, т.е. не может такого быть, чтобы сейчас (или в какой-либо другой момент времени) истинной Церкви не было, а все ошибались. Причем неважно, к какому времени относить предполагаемое «отступление» Церкви от веры – к 1-му веку, 4-му или 21-му, потому что отступление полное невозможно, всегда должна остаться где-то истинная Церковь. (С этим могут не согласиться некоторые протестанты, говорящие о "всеобщем отступлении", но, к счастью, в тех основных положениях, о которых мы говорим, их учение более-менее совпадает со всеми остальными церквами, так что это не существенно.) Сегодня довольно популярна своеобразная теория «церковного заговора», по которому Церковь будто некогда скрыла или даже продолжает скрывать от верующих некоторые истины, опровергающие или в корне изменяющие ее учение, в корыстных или иных своих целях. Но это глупость, не только в силу всего вышесказанного, но и просто по логике развития исторических событий. Ведь если такие «крамольные» сведения у Церкви есть или были, то они откуда-то взялись, например, были переданы апостолами или еще кем-то в самые первые века христианства. Но какие же в то время, в первые века, могли быть мотивы для скрытия (потом скрывать было уже поздно, все зафиксировалось окончательно)? Корыстных быть не могло, т.к. в те века Церковь была гонимой и никакой выгоды от того, чтобы быть церковным деятелем, иерархом, не могло быть; нравственных целей (воспитание морали у людей) тоже, скорее всего, быть не могло, потому что обман сам по себе безнравственный. И в первые века Церковь не была настолько организована и централизована, чтобы что-то так успешно скрывать.

Итак, невозможно утверждать, будто истинная вера могла быть утеряна или замутнена за прошедшие 2000 лет, - Церковь продолжает существовать, а раз так, значит, и продолжает хранить истину неповрежденной. Возникает два вопроса: где эта истинная Церковь и как узнать, чему она учит?

 

Почему так много церквей, и какая из них истинная?

            Все люди грешны. В том числе и христиане, и даже занимающие самые высокие «должности» в Церкви; это очевидно. А раз человек грешен, значит, несовершенен, и следовательно, может ошибаться сам либо сознательно вводить в заблуждение других по любому вопросу, в том числе и по вопросу, связанному с вероучением Церкви. И тем не менее нам дано непреложное обещание, что Церковь пребудет во веки, следовательно, всегда будет существовать некая группа людей, истинно верующих во Христа. Она может увеличиваться и уменьшаться: от нее могут отделяться группы людей, верующих неверно (назовем их еретиками), возможен и обратный процесс. Это не означает, что в Церкви возможны ошибочные мнения: просто могут быть люди, которые относят себя к Церкви, утверждают, что они говорят истину, а на самом деле истины не говорят и потому в действительности в Церковь не входят. Каждый может сказать о себе все, что угодно, но от того, что я, например, назову себя жителем Сатурна, я им не стану, так же и если еретик называет себя членом Церкви, он им не становится. Сама же Церковь, когда открывается неправомыслие кого-либо (возможно, до сих пор действительно являвшегося ее членом), объявляет это и отлучает его от себя (если он не желает покаяться и вернуться к истинной вере); впрочем, в некоторых случаях это и не надо – если несоответствие его мнения учению Церкви очевидно само по себе и уже самим своим утверждением человек и так неявно отлучает себя от Церкви. Опять же подчеркну, что отлучение еретиков является не авторитаризмом, не местью, а необходимой мерой предосторожности, чтобы другие члены Церкви не были ими обмануты и тоже не впали в ересь; при этом реально от Церкви еретик оказывается отлучен еще до того, как его формально отлучили, - а именно тогда, когда начал сознательно исповедовать свою ересь. (Реально обычно предают анафеме, т.е. осуждению и отлучению, само лжеучение, а не конкретных людей, и таким образом каждый волен избрать веру Церкви или ересь.)

         Итак, сам факт разделения христиан на множество церквей (с маленькой буквы, в смысле религиозных организаций), хоть и весьма прискорбный, но нисколько не мешает существованию той одной Церкви, которая содержит полноту истины. Остальные церкви при этом могут проповедовать отдельные ложные взгляды, во всем остальном оставаясь в той же вере, что и истинная Церковь. Существует даже точка зрения, впрочем, мною не разделяемая, что все христианские церкви в совокупности образуют единую Церковь, а различия между ними – чисто историческое недоразумение. В любом случае здесь не место рассматривать различия между церквями и историю их взаимоотношений, это не касается нашего вопроса. Однако мы должны сделать очень важный вывод: по крайней мере то, в чем между собой согласны все христианские церкви, является однозначно правдой, потому что истинная Церковь существует и, следовательно, какая бы из имеющихся не оказалась истинной, то, в чём они согласны между собой, точно входит и в ее (т.е. истинной Церкви) вероучение. Вывод этот так важен потому, что различия между христианами все же не такие большие, как некоторые пытаются представить, а для новообращенного и вообще незначительны (уже потом, когда человек сознательно уверует и разберется в основных вопросах, он сможет по-другому взглянуть и на различия и сделать свой выбор). В частности, кроме общих выводов из достоверности Библии, о которых сказано выше, все христиане веруют в Единого Бога в Троице (Отца, Сына и Святого Духа), в то, что Иисус Христос есть Бог, ставший Человеком, родившийся от Девы, что грехи всего человечества были взяты Им на себя и искуплены Его Кровью, что для спасения нужна благодать Святого Духа, что Библия – богодухновенная книга, и во многое другое. Пусть никто не смущается тем, что во многое нужно поверить – ведь мы доказали и показали, что то, во что верят все христиане, истина, а раз так, значит все множество отдельных фактов, которые составляют вероучение, уже не нуждаются в отдельном подтверждении каждое, потому что «одним махом» доказано все вместе.

         Здесь следует упомянуть, что существуют религиозные организации, признающие воскресение Христа и авторитет Библии, однако отличающиеся от всех остальных христиан в некоторых важнейших вопросах, в частности, в вопросе о Троице (отрицающие Троицу отрицают, что Иисус Христос есть Бог, т.е. саму основу христианской веры). Самой известными из таких организаций являются Свидетели Иеговы и Мормоны. Ввиду принципиальных противоречий со всеми христианами, их учения нельзя включить в то, что я назвал бы «общехристианским консенсусом», доказательством истинности которого я тут занимаюсь; различия христиан и этих, как их иногда называют, «парахристианских» сект (употребляю «секты» не как ругательство, а как термин) несравнимо большие, чем между разными христианскими конфессиями. Однако я не буду опровергать здесь и сейчас их учения, потому что это требует отдельного рассмотрения каждого из богословских аргументов сторон, а в данной работе богословские вопросы мы вообще старались не затрагивать. Скажу только одно: все эти секты  возникли не более 200 лет назад, следовательно, не могут происходить непосредственно от Христа; исторической преемственности у них также нет, т.к. в истории были периоды (и эти периоды – целые столетия), когда не существовало никаких сект или ересей, исповедующих в точности ту же веру, что и данные парахристианские секты. Следовательно, их учение не принадлежит Церкви.

         Еще один вопрос – кто является выразителем истинной веры, кому можно доверять, раз каждый человек может ошибаться? К сожалению, каждая из церквей дает свой ответ: католики утверждают, что таким авторитетом является Папа Римский, протестанты признают таким авторитетом только саму Библию (хотя все равно определенное свое понимание Библии есть в каждой из протестантских церквей), православные признают только авторитет всей совокупности Церкви, выраженный в решениях Вселенских соборов и общих мнениях Отцов Церкви. Но как бы то ни было, для человека, только ступающего на путь веры, это не имеет сейчас значения, потому что каждый из этих авторитетов по общим для всех христиан вопросам дают один и тот же ответ (собственно, потому они и общие). Потому вопрос авторитета стоит решать для себя одновременно с вопросом выбора конфессии, т.е. уже после того, как ты принял общие основы веры. Хотя бы потому что, не разбираясь в главном, невозможно принять решение о деталях.

         Я не хочу сказать, что различия не важны вовсе. Они важны уже потому, что искаженная вера – это грех, и христианин должен стремиться этого греха избежать, т.е. найти истинную веру. К тому же мы не можем быть уверены, например, в действенности таинств (причащения и т.д.) вне истинной Церкви, что очень важно для христиан. К тому же нельзя забывать совсем и об обрядовых отличиях между церквами, которые вообще-то допустимы даже и в пределах одной церкви, однако как таковой обряд отвергать тоже нельзя. Просто я предложил отложить этот вопрос, поскольку главным для меня было показать, что наличие разногласий между христианами не противоречит утверждаемому и доказываемому факту существования и в наше время единой, святой, непогрешимой в вопросах веры Церкви. И этот факт имеет огромное значение уже хотя бы потому, что постулирует истинность общего для христиан учения.

         Дополнение. Лишь в качестве краткого дополнения я все-таки, не сдержавшись, «намекну», по каким критериям, по моему мнению, можно выбрать, какая из христианских церквей не ошибается. Понятно, что количественный критерий не подходит, голосованием такие вопросы не решаются, большинство вполне может ошибаться. (Потому меня и не смущает, что, например, мусульман больше, чем христиан, - ну и что с того? Когда-то их не было вообще, потом было мало, теперь стало много, может, еще снова уменьшатся, разве от этого Бог меняется каждый раз?) Из вышеприведенных отрывков Библии следует, что Церковь, во-первых, существует непрерывно, всегда, а во-вторых, содержа всю истину, не может менять ничего в своей вере (новые Божественные истины могут открываться, но не может изменяться то, что уже открыто, иначе бы это означало, что в Церкви были ошибки). Все протестантские церкви возникли не раньше 16 века, т.е. более тысячи лет со времен апостолов, получается, истинной Церкви не существовало, что невозможно, следовательно, протестантов придется отбросить. Католики же, начиная с 9 века, начали вносить в веру нечто такое, что противоречит их же собственной вере в те времена, когда они были еще вместе с православными в одной Церкви, например, учение об исхождении Святого Духа и от Сына, а не только от Отца, как было зафиксировано на признаваемом и ими Втором Вселенском соборе. Потому католики тоже отпадают. Остается Православная Церковь, существующая со времен апостолов непрерывно и ничего не изменяющая в вере. (Этому критерию также на первый взгляд удовлетворяют еще т. наз. древние восточные церкви, например, Армянская, многие из которых, впрочем, часто считают «почти» православными – отличия преимущественно терминологические и обрядовые.) Возможные возражения и подробности рассматривать не буду, так как полемика с неправославными христианами выходит за рамки данной работы, об этом у меня есть отдельная статья "Только для христиан".

 

Не свидетельствуют ли грехи Церкви против ее учения?

         Когда не остается реальных аргументов, обычно начинают аргументировать в стиле «на себя посмотри». И вот при советской власти, да и ранее, было очень модно критиковать Церковь за определенные преступления в прошлом. Обычно называют инквизицию, антинаучные утверждения, крестовые походы, угнетение простого народа, жадность и разврат в среде духовенства и прочее. Конечно, каждый из этих фактов надо рассматривать отдельно, непредвзято, в историческом контексте, и тогда, безусловно, можно будет вынести объективное суждение о том, где Церковь действовала правильно, а где, действительно, преступно. Но я, естественно, не собираюсь заниматься ни осуждением, ни оправданием Церкви, хочу предостеречь лишь от принятия на веру огульных и безосновательных утверждений о том, что все, что делала Церковь, было очень плохо, а борцы с Церковью все были очень хорошими. К тому же, не стоит забывать и о разделении церквей, и смешно обвинять, например, Православную Церковь в крестовых походах, особенно учитывая, что она-то как раз и пострадала от них (когда крестоносцы разрушили Константинополь).

         Тут нужно поставить вопрос по существу: опровергают ли факты преступлений, совершенных духовенством и даже от имени Церкви, учение о святости и непогрешимости Церкви? Для этого нужно понять, в чем заключается святость и непогрешимость Церкви по учению самой Церкви (практически общему для всех христиан, а следовательно, как показано в предыдущем пункте, правильному). Непогрешимость – это непогрешимость в вопросах веры, т.е. то, чему учит Церковь о Боге, нашем спасении, моральных законах и вообще о «духовных» вещах, является истиной. Ни о чем другом, собственно, Церковь учить и не может, все остальное – вне ее «компетенции». Когда от имени Церкви высказываются мнения о науке или политике или еще о чем-то светском, это по определению не может быть учением Церкви, а только лишь личным мнением тех людей, которые его высказывают, независимо от того, верно ли это мнение и согласны ли мы с ним. Потому глупо говорить о том, что «Церковь учила, что Земля – плоская», просто потому, что это не входит и никогда не могло входить в список тех вопросов, о которых учит Церковь. И все всегда это признавали. Это не значит, что священник должен молчать и не говорить ни о чем, кроме веры, или что Церковь не должна совершенно участвовать в общественной жизни. Нет, она должна участвовать, должна пытаться привести жизнь людей в соответствие с Божьими заповедями. Но при этом и в Церкви, и вне Церкви должны помнить, что научные, политические и прочие нерелигиозные взгляды, высказываемые Церковью, являются частными мнениями ее членов, которые могут быть истинными, а могут быть и ложными.

         Святость Церкви – это святость всей Церкви в ее совокупности, а не святость каждого ее члена в отдельности. Церковь свята потому, что свят Господь, а Церковь – Его мистическое Тело. Церковь свята потому, что в ней действует Дух Святой и совершает таинства, и освящает все и всех, желающих этого. Церковь свята потому, что только в ней можно стать святым. Но каждый человек в отдельности имеет грехи, большие или меньшие; даже люди, признанные святыми, могли иметь какие-то грехи, в которых они раскаялись. И Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). И, к сожалению, в церковной среде могут оказаться люди, которые имеют этих грехов слишком много. Никто и никогда не утверждал, что грешников в Церкви нет совсем. И потому все эти разговоры о жадных священниках и жестоких инквизиторах ни к чему не ведут, Церковь и так признает, что состоит не только из святых, но и грешных. И не всегда удается вовремя распознать «слишком» грешного члена Церкви, чтобы остановить его и призвать к покаянию, а в случае отказа покаяться – извергнуть из Церкви. Потому что и епископы, и патриархи - не всезнающие и не безгрешные сами. И нечего тут злорадствовать, нечего и смущаться этим. Но вы же не откажетесь, например, от услуг медицины вообще, хоть и знаете, что среди врачей есть некомпетентные люди, есть взяточники, даже убийцы. А Церковь – это больница для души, грех – это болезнь, таинства – лекарства, священники – врачи, и все мы больны грехом, и если не обратимся в Церковь – больницу, умрем вечной духовной смертью. Потому мы должны ради собственного спасения обратиться к Церкви, даже и зная, что среди священников – врачей попадаются не очень хорошие люди, потому что вне Церкви вылечиться невозможно.

         И еще одно замечание, касающееся исключительно украинских реалий. В Украине, помимо довольно большого количества маленьких протестантских конфессий, действуют 4 большие церкви – Украинская греко-католическая церковь (которая относится к католической, но использует в богослужении восточный обряд, от чего, естественно, католической быть не перестает) и 3 православные: Украинская православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП, к которой принадлежу и я), Украинская автокефальная православная Церковь (УАПЦ) и Украинская православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ или УПЦ МП), административно подчиненная Русской православной Церкви. Вообще само по себе наличие разных православных Церквей не должно смущать, поскольку Православная Церковь по самому своему каноническому устройству состоит из отдельных автокефальных (т.е. независимых) Церквей, единых по вере, но управляющихся каждая в отдельности. Это нормальное и правильное состояние для Православия. Плохо другое, а именно то, что их аж 3 на территории одной страны, и что они между собой находятся в конфликте. Здесь не место и не время разбираться в причинах этого конфликта, который носит как личностный, так и исторический, и политический характер, и который, естественно, эти Церкви должны каким-то образом решать и объединяться в единую поместную православную Церковь. Но нужно четко осознать, что между ними нет различия в вере, что все они одинаково православные, и они это взаимно признают. Поэтому раскол в украинском православии (именно раскол, а не ересь), который является грехом и злом, не должен и не может быть причиной сомнений в православной вере. Естественно, осознанно принявшему православие, скорее всего, придется разобраться в этом конфликте и ходить в какую-то конкретную из 3 церквей до тех пор, пока не наступит объединение. (Впрочем, только УПЦ МП запрещает своим верным ходить в остальные Церкви, а УПЦ КП и УАПЦ позволяют посещать все православные храмы.) На этом и закончим «украинский вопрос».

 

         Итак, в третьей части мы показали:

  • Учение о Церкви содержится в Библии и не может быть оттуда "выброшено".
  • Согласно этому учению, Церковь – единая, святая и правильно учит истине, не может исчезнуть или отступить от истины.
  • Множество различных церквей с разным вероучением не опровергает учение о Церкви, потому что те, кто заблуждается в вере, реально к Церкви не принадлежит, а только называется церковью.
  • Какая бы из церквей не оказалась истинной, по крайней мере то общее, что исповедую все церкви, точно является истиной.
  • Святость и безошибочность касается только Церкви в целом, а не каждого ее члена в отдельности, поэтому грехи отдельных христиан не мешают святости всей Церкви.

 

 

_________________________________________________________________

Уважаемые читатели! Вы можете оставлять свои возражения, вопросы и замечания в комментариях на http://ym-23.livejournal.com (там размещен тот же самый текст, что и на этом сайте, кроме дополнительных материалов о чудесах). Отвечу каждому!

С уважением, автор и разработчик

Юрий Милявский

Сделать бесплатный сайт с uCoz